ilupin

Без вариантов

Давным-давно, в школе еще, я усвоил принципиальный подход к заполнению анкеты: если ни один из вариантов не устраивает безусловно, нужно выбрать тот, что подходит в наибольшей степени; в ряде случаев такая стратегия сильно облегчала задачу. Несколько позже выяснил, что и социологи со своей стороны должны сделать все возможное для получения объективного результата: использовать нейтральные формулировки, предлагать достаточное количество вариантов, делать полярные ответы равнозначными и т. д.

В пору активизма чудесную я немало дивился тому, как проводят опросы аналитические центры, противопоставляющие, например, врожденность распущенности, ну да бог бы с ними, у каждого своя кормушка концепция.

А уйдя на покой, продолжаю офигевать от популярных сетевых анкет (из серии «Что вы за тумбочка?»), открывающих в друзьях и знакомых совершенно неожиданные грани. В академических целях решил поучаствовать сам, много думал. Детские алгоритмы пора забыть, видимо: исходить надо уже из того, какой ответ вызывает наименьшее отвращение или наименее дебильным кажется.

Например: «Чего вы боитесь? а) смерти, б) бедности, в) бога, г) темных сил». Вот ведь ассортимент, а? Между нами, смерть неизбежна, бедность не порок, бога нет, а темные силы составляют опросы. Маразма боюсь, вот что. Нагрянет нечаянно — и привет. Сам начну анкеты придумывать.