ilupin

Профессия: препод

Вчера в разговоре вспомнил мсье Гловели, который в конце девяностых преподавал нам экономическую историю в Вышке (и по сей день этим занимается). Мне сложно оценивать лекции Георгия Джемаловича с содержательной точки зрения, поскольку в гробу я видал экономику вообще и ее историю в частности, но это был один из немногих преподов, которых я слушал с удовольствием. Он не читал лекции, а рассказывал — интересно, живо, выразительно, ярко и естественно. Темп речи был нормальным, однако позволял записывать каждое слово — и мы записывали каждое слово. Ни в руках, ни на столе у Гловели ни единого листочка не было — только декоративная книжечка сантиметров восемь высотой, которую он раскрывал в начале лекции и закрывал в конце. Очевидно, содержимое его вдохновляло, и мы всё гадали, что там: икона, пентаграмма или баба голая. Оказалось — часы. Он просто следил за временем.

Для меня лекции Гловели — пример высочайшего (и редчайшего, увы) профессионализма. Он один имел моральное право запрещать пользоваться какими-либо материалами на экзамене, однако те же запреты устанавливали и другие преподы, читавшие свой предмет, не первый год им знакомый, по бумажке и с запинками. С хрена ли, спрашивается?
У меня тоже был такой препод. На 4 и 5 курсе вёл у нас волоконную оптику. Он был очень старый, ему, наверное, лет 80 было точно. 50 из которых он преподавал в нашем университете. Всё держал в голове, кучу литературы перевёл по своему предмету на русский язык специально для своих студентов. Ему постоянно звонили разного рода инженеры со всей страны с просьбой совета. Один из лучших специалистов в оптике в России.
Мне кажется, необязательно даже быть выдающимся ученым, чтобы прочитать полуторачасовую лекцию по памяти, если предмет тебе знаком и интересен. И внимание аудитории к такому выступлению на порядок выше. Когда я смотрю на человека, зачитывающего бумажку с кафедры, меня не покидает мысль о том, что читать я и сам умею, притом значительно быстрее и лучше.
А просто потому что могли. И никаких тебе других объяснений.
Впрочем, возможно, бескорыстно желали, чтобы ученик превзошёл учителя. Но это вряд ли. :)
Или потому что были некомпетентными закомплексованными мудаками и использовали служебное положение, чтобы возвыситься в собственных глазах. Как тебе такая версия? ;)